Всем пламенный привет! У меня две новости для вас. Одна хорошая, сегодня вы узнаете много интересного про развивающие игры для детей 5 лет и 6 тоже. А вторая новость еще лучше. Я не буду делать обзор онлайн игр или приложений, и тем более предоставлять их. Но те, кто внимательно прочитает мою статью, сами смогут выбрать такую игру, которая точно принесет пользу в этом возрасте! Но и это еще не все. Вы поймете, как заниматься с ребенком в этом возрасте, чтобы и развить его и подготовить к школе. А главное сделать это легко и непринужденно.

Возможно, вы немного расстроились, что здесь нет приложений, зато есть много буковок. Но давайте, по правде. Во-первых, я сама огорчилась, еще год назад. Тогда я искала ту же информацию, что и вы сегодня, но попадала только на всевозможные детские приложения. И что уж скрывать, моему ребенку тоже был вручен планшет с набором «умных» игр, чтобы он сидел и развивался с ними каким-то чудесным образом. Сейчас я вспоминаю это с иронией.

Ну а во-вторых, поскольку именно этот запрос привел вас на мой блог, это значит, что вы хотите помочь своему ребенку раскрыться, развить его сильные и подтянуть слабые стороны, хотите видеть его умным, и гордиться его успехами. Так или нет?

К сожалению, гаджеты как раз и не помощники в этих желаниях. И хотя я расскажу, как выбирать подходящие электронные игры, упор я буду все же делать на то, что действительно поможет развитию вашего ребенка.

Чтобы не было вопросов, откуда я все знаю, о чем дальше буду писать, сразу скажу. Моему сыну как раз 5 лет. Я очень люблю психологию. И за этот год столько всего изучала и по психологии дошкольников, и об особенностях работы мозга в этом возрасте, что сегодня пришла пора поделиться нужной информацией и с вами.

Теория и практика, личный опыт – 3 главные составляющие сегодняшней статьи. Обо всем сразу я не смогу рассказать, но самое главное вы уже будете знать, а дальше все в ваших руках.

Развивающие игры для детей 5 лет

kak-razvivat-v-5-let

Любые развивающие игры для детей 5 и 6 лет должны учитывать их возрастные особенности. Иногда кажется, что в этом возрасте ребенок уже совсем не малыш, а маленький взрослый.

И тогда начинается – «Пора браться за ум! Ну-ка быстро учи все буквы! А желательно еще не только родные, но и иностранного языка», «Хватит валять дурака! Вот раньше, дети в этом возрасте уже коз и коров пасли, и по хозяйству помогали», «Все, твое беззаботное детство закончилось». Это один перегиб.

Другой – маниакальное желание скорее «развить» ребенка, нагрузив его занятиями, секциями и не оставляя ему свободного времени. И третий – передача задачи развития специальным играм и приложениям, а также воспитателям в детском саду. Есть еще один, это предоставление возможности расти ребенку как траве. Мол, мы выросли так, и нормально. Но времена все же кардинально поменялись.

Но давайте помнить, что даже самые умные и начитанные дети в этом возрасте еще остаются в довольно нежном периоде. И не стоит относиться к ним слишком серьезно и  впадать в крайности.

Вообще, развитие дошкольников сейчас это отличный высокодоходный бизнес. И во многом его ошибочно связывают напрямую с обучением. Но истинное развитие заключается в появлении нового отношения к миру вообще, людям, развитию способностей, желаний, мотивов к действиям. И выражается в инициативности ребенка, когда он сам к чему-то стремиться, экспериментирует, пробует, интересуется, создает, размышляет, постигает.

В этом возрасте детям сложно усваивать знания впрок, большинство потом остается невостребованным. А нам нужно максимально давать то, к чему готов, и что нужно ребенку. Именно тогда мы органично сможем его развивать, не пропуская важные психологические и физические этапы развития.

В 5, 6 лет ведущей деятельностью остается сюжетно-ролевая игра и творческая активность. Именно игра и креативность играют сейчас огромную роль, и в будущем принесут больше плодов, чем вы можете представить. И раз мы чего-то хотим от ребенка, то делаем это с игровой подачей, добавляя эмоции и не забывая про собственную увлеченность.

Где ваши горящие глаза, когда вы учите с ребенком буквы или занимаетесь по умным книжкам? Если скучно вам, то ему уж тем более. Добавьте немного творческой подачи, разбавьте ее подходящей игрой, украсьте выразительным голосом – и развитие начнется семимильными шагами!

Просто повторение каких-либо действий под директивные указания родителей или программы не имеет ничего общего с желаемым результатами. А вот отбить природное любопытство и желание узнавать что-то новое может.

vo-chto-igrat-v-5-6-let

Итак, что нам в идеале надо развить в 5, 6 лет? Это как раз тот возраст, когда за горизонтом уже видна школа, и родители начинают активно думать, как же подготовить своих наследников к грядущему поступлению в учебное заведение.

Сейчас мы начинаем или продолжаем заниматься мышлением, вниманием и памятью. Помогаем учиться сравнивать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Работаем над пространственным мышлением и логикой. Учим концетрировать внимание, планировать и добиваться результата в заданиях. Развиваем пространственное мышление и работу межполушарных связей в мозгу.

Обязательно выделяем время на регулярный спорт. Детям надо много двигаться, их возраст и энергия требует активного движения и разумной нагрузки на мышцы. И заменять физическое развитие на долгое просиживание за книжками или партами в развивашках не стоит.

Все должно быть в меру. Кроме того, скоро дошкольники станут школьниками, и им нужно быть физически готовыми сидеть за партой несколько уроков. Держать спину, шею, и не сползать на стол. А для этого нужны мышцы, привыкшие к нагрузкам, и в том числе развитая «физика» тела, а не только умные мозги.

Учим и развиваем весело и легко

nastolnie-igri-detey

Учеба как игра, жизнь тоже как игра, значит, мы будем встраивать учебу в повседневную жизнь легко и играючи. Выше я писала, что следует развивать в этом возрасте. И согласитесь, описание хоть и понятное, но читать его было скучно. А нам еще надо самим стать энергичными, чтобы что-то вложить в ребенка.

Итак, вот лишь несколько примеров, как что можно сделать. Присмотритесь к своему чаду, какие темы его интересуют, какие герои его любимые, в какие игры ему особенно интересно играть. В этом возрасте ребенок любит идентифицировать себя с любимым персонажем, и в этом случае надо включать игры с перевоплощением в этого героя.

На моем примере с сыном это игры в шпионов и разведчиков, иногда в ученых, космонавтов и полицейских. Это самое любимое на данный момент. И любые подвижные – догонялки, игры с мячом и так далее.

Когда мы играем в шпионов, то находим секретные пароли на бумажках и учимся их читать, также оставляем и свои секретные послания (учимся писать). А также запоминаем, какие предметы и буквы были, и какие пропали. Решаем логические задачки, проходим лабиринты, ищем причинно-следственные связи в заданиях.

kak-razvivat-rebenka-5 let-legko

Когда играем в ученых, то смотрим классные документальные фильмы, например, про устройство вселенной и космоса, а потом обсуждаем увиденное. А также проводим опыты, делаем чертежи и рисунки, придумываем гипотезы и узнаем занимательные факты по нашей теме.

Играя с мячом, тренируем скорость реакции, когда надо поймать мяч, например, только на какие-то категории предметов, допустим съедобное – не съедобное. Или пытаемся успеть сделать какие-то движения, пока летит мяч (подпрыгнуть, хлопнуть…).

Прокачиваем логику, играя в цепляющие настольные игры или собирая квадраты Никитина (они есть разного уровня сложности). Время от времени складываем рисунки по «чудо-кубикам» или срисовываем копии по рисункам тетрадей pixel art.

Регулярно занимаемся по красочным тетрадям kumon. У нас они идут легко и с интересом в отличие от многих других купленных пособий и тестов. Выбор заданий большой, уровень постепенно усложняется, все это в яркой и красивой форме.

kumon-dlya-razvitiya

Пока занимаемся по ним, тоже включаем роли – то мы сыщики, исследующие пропажи в задачках в пособии по логике, то шпионы, ищущие выход из замысловатых лабиринтов.

Изучение алфавита и чтение мы начали недавно. До этого сын ни в какую не хотел воспринимать его, и мы лишь ссорились. Ведь я сама начала читать рано, и многие 3-х и 4летки в окружении знали все буквы. Я уже стала паниковать, но потом узнала, что как раз в 5-6 лет изучение грамоты дается намного легче, даже если до этого она воспринималась в штыки.

Это связано с тем, что активно развивается пространственное мышление. И на самом деле, буквы пошли у нас легко. Каждый день мы читаем по страничке, иногда по половине известного букваря Н. Жуковой, а после него планируем перейти на первые книжки.

Вместе с чтением просто играем с буквами, выше я писала про записки шпионов. И еще наш фаворит это настольная игра Зверобуквы. Партия в нее занимает немного времени, а удовольствие и азарт от нее позволяет ненавязчиво и быстро научиться распознавать и читать буквы, а также хорошо прокачивает пространственную память, напоминая игры в мемори. Уровни в игре есть разные, и можно видоизменить правила под свои задачи.

Как заниматься с детьми 5, 6 лет

deti-5-6-let-igri

Как еще можно заниматься с детьми? Учитывая, что статья уже не маленькая, я перейду на список рекомендаций, периодически комментируя их.

  • Итак, в этом возрасте активно вводим настольные игры. Сейчас огромный выбор как веселых, так и нацеленных на развитие мышления и логики. Среди последнего типа я выделяю игры бренда Bondibon. У них масса вариантов на любые предпочтения и вкусы. Например, «пингвины на параде», «сырные лазейки», «цветовой код», «троя», «операция перехват», «воины и крепости», «судоку» и многие другие.

Из более бюджетных вариантов подобных игр видела от компании Ласиграс – «земля майя», «царство принцессы», «чудесный сад», «фокус-покус» и др.

Кстати, в игру на смекалку «дядюшкина ферма» — мы иногда ломаем голову всей семьей, в особенности я, гуманитарий.

  • Первые стратегии – менеджмент, шакал, сумасшедший лабиринт, путешествие вокруг света за 80 дней и многие другие.
  • А также тангос, катамино, морской бой, крестики-нолики, шашки и шахматы и т.п. Сюда же включу участие в детских квестах.
  • Развиваем любознательность – опыты, микроскоп, конструкторы типа электронного Знаток, роботы с простым программированием, документальные фильмы (например, ВВС «ребятам о зверятах» и др.).

Кстати, по теме космоса моему сыну очень нравится многосерийный фильм «Космос: пространство и время» (2014г). Я и сама смотрю его с удовольствием.

Все это разбавляем походами в музеи, планетарии, на выставки, интерактивные научные шоу для детей, тематическими поделками и рисунками.

  • Креативное развитие – рисование, игры на фантазию (например, придумать 10 необычных способов использования стола, или рассказать от имени дома, как прошел его день и т.п.). Кстати через интуитивное рисование (это когда ребенок рисует от души, а не по указке нарисовать круг, домик) прорабатываются детские эмоции и чувства, например, тревожность, страхи, и др.
  • Собирание пазлов.
  • Конструирование.
  • Запоминание стихов и песен.
  • Пересказ коротких интересных рассказов.
  • Головоломки, например танграм, пентамимо и др.
  • Мемори игры, развитие памяти – например, отгадать какую игрушку убрали в ряду, какие поменяли местами, как прошел день с момента пробуждения.
  • Нейро упражнения для пальцев рук и тела, развивающие межполушарные связи и отлично улучшающие работу мозга (кстати, отлично подходят и взрослым).
  • Веселые эстафеты, игры на ловкость и баланс тела, с мячом, скорость реакции, метание по предметам, вышибалы, мини гольф, теннис и др. Да! Это тоже развивает мозг.

Как видите, объем занятий, которые реально усиливают многие качества и мозг детей совсем не маленький. Понятно, что не всегда есть время или желание на все эти занятия. Но даже если брать что-то одно и понемножку ежедневно заниматься, то уже скоро будет виден прогресс! Кроме того, в ряде занятий вам лишь время от времени надо вмешиваться в процесс, и просто задавать вектор движения, остальное ребенок делает сам.

Компьютерные развивающие игры для детей

kak-vibrat-komputernyu-igry-dlya-rebenka-5-let

И наконец, мы подошли к тому, как выбрать полезные компьютерные игры или развивающие приложения для детей. Несмотря на огромный выбор занятий и без использования гаджетов, отрекаться от них все же не стоит. Ведь наши дети растут в компьютеризированном и высокотехнологичном мире, и то, что сегодня кажется несбыточным, вскоре не будет никого удивлять.

Поэтому делать вид, что компьютеров не существует или это сплошное зло не будем. Но и приобщать к ним будем лишь соблюдая важные принципы — соответствие возрасту, безопасность и режим.

Про безопасность – не даем планшет перед сном, не используем его больше 15, максимум 30 минут  в день. Да, да, кажется что 15 минут это вообще ни о чем. Особенно, если мы уже привыкли, что ребенок просиживает по несколько часов за гаджетами, сам скачивает и устанавливает себе игры.

Но нам ведь главное не навредить ему. Его органы зрения, нервная и мышечная системы, тело совершенно не готовы к такой нагрузке в этом возрасте. Он еще успеет насидеться за компьютером, в том числе играя за ним.

Если ребенок тратит много времени на электронные игры, то его энергия, силы, и интересы расходуются именно на них. Вместо роста и развития взамен он, как правило, получает лишь развлечение. Причем такое, которое очень быстро на себя «подсаживает».

Детские эмоции вовсю раскачиваются, возникает эйфория и чувство азарта, которые сложно остановить. А масса анимационных и звуковых спецэффектов, цепляющая графика, ритм музыки и различные системы поощрения легко завораживают. Часто после требований прекратить игры, у ребенка происходит истерика, ведь его психика еще не готова к таким эмоциональным нагрузкам.

Имейте в виду, что ряд игр развивает качества, которые вы бы не хотели видеть в своем ребенке, но которые заложены в них для победы, например, в стрелялках и тому подобных. Здесь они будут гипертрофированы.

Вообще после виртуальных игр реальные кажутся слишком скучные, ведь в них нет таких эффектов, да и эмоции так не нагнетаются. К тому же в реальных надо потрудиться побольше, чтобы получить результат, а значит и дофамин — гормон удовольствия. В приложении же он может вырабатываться беспрерывно каждые 1-5 секунд обыкновенным нажатием пальца.

В итоге ребенок все чаще стремится проводить свободное время с гаджетами, а родители начинают жаловаться, что больше его ничего не интересует. Еще бы. Кстати сюда добавляется еще проблема повышенной агрессивности или взбудораженности, т.к. эмоций во время игры накапливается много, а физического выхода им не предоставляется.

Неужели все так плохо? Нет! Просто выбирайте игры по возрасту. Посмотрите их сами, почувствуйте какие эмоции они в вас вызывают, появляется ли напряжение или нервное возбуждение. У ребенка дошкольника эти эмоции будут в несколько раз сильнее.

Тот возраст, который заявлен в приложениях, иногда мало что общего имеет с реальным. Задания разбросаны в большом диапазоне, одни могут быть для трехлеток, другие для семилеток и так далее. Мы все понимаем, что эти игры – коммерческий продукт, и ждать от него полного соответствия с педагогической, физиологической, умственной и психологической сферами развития не стоит.

Держите время, если ребенок не может совсем обходиться без планшета, уберите его на какой-то период. И активно вовлекайте его в реальный мир с его заданиями, играми и впечатлениями.

Еще важный момент. Некоторые психологи настойчиво не рекомендуют включать игры закрытого типа. То есть те, которые четко контролируются программой. Например, задания на отработку навыков чтения, счета, различия фигур, картинок, тренировки слуха и внимательности и т.п. Поскольку от скорости их выполнения зависит победа в игре. В итоге как бы весело это не было, быстро приводит к сильному утомлению и снижению работоспособности ребенка.

Все эти навыки считается лучше развивать и оттачивать с помощью традиционных дидактических пособий и заданий. А для электронных выбирать игры открытого типа, то есть те, где допускаются разные варианты решения, нет жесткого контроля со стороны программы.

И отдавать предпочтение тем, которые вносят новые возможности при выполнении заданий. Например, создание мультфильмов, озвучивание персонажей, путешествие по Земле или планетам, проектирование интересных зданий, необычное раскрашивание, изучение организма человека и т.п.

Другие специалисты в сфере детской психологии относятся и к закрытым играм вполне лояльно. Есть еще одна рекомендация от одного известного детского психолога — закачивать на планшет только одну игру, и ту, где есть разные уровни ее прохождения, возрастающие по сложности. Через несколько недель, когда ребенок уже все прошел, и игра сильно надоела можно закачивать следующую по такому же принципу. При этом первую не удалять. Потом еще одну.

Таким образом, мы приучаем мозг ребенка играть в осмысленные игры, где надо прикладывать усилия и реально думать. И в будущем получаем высокие шансы того, что он не будет круглыми сутками зависать в бессмысленных приложениях, убивая на них все свободное время. Его разуму, привыкшему в детстве к другому качеству игр, это будет просто не интересно.

Не давайте планшет за час до сна! После игр ребенку надо размяться, сделать небольшую физразминку и желательно простые упражнения глазами.

Может показаться, что соответствующих игр в интернете почти не найти. Но это не так. Их довольно много, связанных и со строительством, и с творчеством, наукой, прохождением квестов и решением логических задачек, которые превосходно вписываются в вышеуказанные требования.

Уверена, что информации теперь у вас предостаточно, и вы будете с интересом и легкостью подбирать развивающие игры для детей 5 и 6 лет. Желаю вам самим окунуться в захватывающий мир настольных и семейных игр, и наслаждаться не только результатами от всех занятий, но и процессом! Детство ведь так скоротечно, пусть ваши дети в будущем с удовольствием вспоминают ваше совместно проведенное время и живое общение! Ну а компьютерные игры используйте лишь в помощь и как небольшое дополнение ко всему этому.

До новых встреч, Анастасия Смолинец