Привет, друзья! Сегодня в эфире разговор об одной из популярных профессий в сфере торговли. Именно она заставляет нас покупать то, что не планировалось, но на что «случайно» упал взгляд. Догадались о ком я? Итак, мерчендайзер кто это, что входит в его обязанности и какие подводные камни прячутся в его работе, обо всем вам обязательно расскажу!

Когда я с ребенком иду в магазин, то знаю, он обязательно найдет что-то вкусное, интересное, или необычное для себя. Именно то, без чего он спокойно жил до прихода сюда. Но после того как он натыкается на это, этому спокойствию приходит конец. Начинаются просьбы, уговоры, хныканья немедленно купить ему это.

Хорошо, что до показных истерик, лежа на полу и крика на весь гипермаркет, дело не доходит. Но и без этого он прилагает все усилия, чтобы выпросить то, что ему понравилось. Как я веду себя при этом, это тема отдельной статьи, для рубрики психология. Сейчас разговор о другом.

Суть в том, что я, как правило, не замечаю то, что первый увидел он. И тут как раз срабатывает грамотная раскладка товаров в магазине. На уровне глаз и рук ребенка одни товары, на моем — другие.

Одним словом в тех магазинах, где я бываю, мерчендайзеры стараются и не зря зарабатывают свои деньги. А уж сколько импульсивных покупок я совершила и делаю это до сих пор... лучше промолчу.

Придешь вот так в магазин, к примеру, за спичками, а уйдешь с пакетом всяких вкусняшек, нужных и ненужных продуктов, а спички так и забудешь купить. Вам знакомо такое? Наверняка, да.

Считается, что 3 из 4 покупателей делают покупки под воздействием случайных импульсов. Так что нас таких много.

Догадались, к чему я все это пишу? Да-да, это все заслуга героев сегодняшней статьи. И прочитав мои примеры, вы уже знаете о мерчендайзинге 99% того, что достаточно для общего развития. Но я все равно вас не отпускаю, оставайтесь со мной дальше и вы узнаете еще много интересного о специфике работы и всех ее плюсах и минусах!

Мерчендайзер кто это

merchendajzer

Кто это такой мерчендайзер, поможет разобраться сам термин мерчендайзинг. Перевод его с английского означает стимулирование сбыта. То есть мерчендайзер увеличивает продажи товара, выгодно продвигает его среди других и заинтересовывает вас именно им.

Товар преподносится покупателю как нужный, выгодный или интересный для него в данный момент. В мерчендайзинге это достигается за счет выгодного расположения на торговых площадях и рекламных материалов (о скидках, акциях и тп), которые тут же попались вам на глаза.

Это актуально для розничных сетей. В небольших отдельных магазинах также встречаются эти специалисты, но все же обычно речь идет о сетевых крупных магазинах – супер и гипермаркетах.

Товаров в них, как вы понимаете, миллион. И чтобы среди них не затерялся продвигаемый продукт, его стараются разместить на то место и в том виде, где он обязательно попадет в ваше поле зрения. И соответственно побудить вас купить именно его, а не товар конкурентов.

Грамотные маркетологи знают как включать интерес и формировать ваши предпочтения, и через работу мерчендайзеров достигают своих целей.

Прочитайте статью об увлекательной работе маркетологов.

И это не просто слова. Было проведено множество исследований на каждый шаг, взгляд и вздох потенциального покупателя, и грамотные специалисты с ловкостью управляют нашими эмоциями и бессознательными импульсами.

Поместив товар на полки с уровнем глаз, можно добиться увеличения его продаж на 80 %.

Внизу полок могут стоять более выгодные по цене предложения, но до которых ваш взгляд может и не опуститься. В детских магазинах или отделах наоборот, важно чтобы ребенок увидел что-то интересное и мог дотянуться до этого, а дальше родители готовьте кошельки.

Вообще это целая наука и в ней много интересного, например, по какой траектории обычно движется поток людей  в магазине, какие торговые зоны попадают на его пути, а какие остаются в тени, каким образом мы смотрим на полку и выхватываем что-то для себя и множество других тонкостей.

Ответы на все эти вопросы и лежат в основе грамотной выкладки товаров. Помимо этого роль играют различные рекламные материалы – плакаты, в том числе подвесные, листовки, стикеры, ценники и т.д.

Мерчендайзеру, естественно, не надо самому их изготавливать, лишь получать готовые. Но к слову, часто носить на себе, перемещаясь из магазина в магазин.

Есть 3 типа занятости в этой сфере:

  1. Мобильный
  2. Стационарный
  3. Смешанный

Первый перемещается из одной торговой точки в другую на протяжении всего рабочего дня. Количество точек может быть самым разнообразным, от 5-7 и даже выше. В одном магазине можно все сделать за полчаса, а в другом провести несколько часов. Ведь помимо выкладки товара, обязанности на этом не заканчиваются.

Второй тип занятости означает работу в одном закрепленном магазине от имени конкретной марки. И третий — смешанный между ними вид работы.

Мерчендайзер обязанности

merchendajzer-obyzannosti

Должностные обязанности, которые делает мерчендайзер, довольно многогранны. Итак, что входит в его функции:

  1. Выкладывает товар согласно полученной схеме (планограмме).
  2. Поддерживает торговый запас данной марки, следит за количеством продаваемого товара, его запасом и остатками.
  3. Оформляет место, где представлен товар (рекламные материалы).
  4. Помогает в проведении промоакций.
  5. Поддерживает чистоту, порядок и целостность упаковок своего товара на полках.
  6. При необходимости сам находит товар на складе и переносит/перевозит его в торговый зал.
  7. Проводит анализ конкурентов – следит за их ценами, акциями, долей занимаемого места и т.п.
  8. Составляет регулярные отчеты по результатам своей работы.

Стационарных мерчендайзеров руководство самих магазинов, бывает, просят помогать с выкладкой и других товаров в этом отделе. И такое не редкость. Да, это не официальные просьбы, и этот работник, не являясь сотрудником магазина этого делать не должен. Но на практике делает, чтобы не испортить отношения, от которых многое зависит в успехе его деятельности.

Требования к мерчендайзерам

trebovaniya-k-merchendajzery

Основные требования к мерчендайзерам это возраст (в каждой компании свой «потолок»). Но если вы не попадаете в него, можно все же убедить, что вы справитесь. Это условие вызвано тем, что работа это физически не простая, и не всем подойдет.

  • Энергичность и активность.
  • Хорошая коммуникабельность. Ведь общий язык придется находить с людьми с совершенно разными манерами общения и развития.
  • Приветствуется наличие автомобиля. В некоторых компаниях можно работать и без него, в других только с ним.
  • Наличие санитарной книжки при работе с продуктами.
  • Требований по уровню образования, как правило, нет. Поэтому в этой сфере работает множество студентов.

Всему, что требуется знать, обучают на месте.

Карьерный рост может строиться разными путями:

  • Последующий переход в офис компании (отдел продаж, маркетинга…)
  • Рост по траектории своей работы – торговый представитель или супервайзер (руководитель группы мерчендайзеров), менеджер по дистрибуции, региональный представитель и так далее вплоть до получения должности топ-менеджера.
  • Переход на работу непосредственно в штат самой торговой точки с возможностью роста уже в ее рамках.

Минусы и сложности работы

minysi-raboti-merchendajzerom

Как вы уже поняли, сложностей в работе мерчендайзеров не так много, но они ощутимые:

  • Постоянно на ногах. При мобильном типе занятости надо много ходить, и не важно какая погода – мороз, метель, жара или дождь.
  • Часто приходится выносить товар со склада самостоятельно, а это опять же требует физическую силу и выносливость.
  • Из-за этого руки, и сам весь постоянно в пыли, на нее может развиться аллергия.
  • Некоторые специфические виды товара не прибавляют здоровья, например работа с бытовой химией и порошками (сильный запах), или в холодной зоне, где продаются йогурты, рыба, мясо и т.д.
  • Некоторые компании очень тщательно следят за сотрудниками, следят за их передвижением с помощью современных программ, контролируют минуты прихода и ухода из магазина. Многих это утомляет.
  • Вместе с этим встречается не уважительное отношение как со стороны руководства как к «низшему звену» в цепочке продаж, так и со стороны работников магазина.
  • Не все люди, с кем нужно взаимодействовать ведут себя адекватно.

Плюсы работы

merchendajzer-plusi-raboti

Надеюсь, мое описание не получилось слишком мрачным, и теперь я расскажу вам о плюсах в работе мерчендайзера. Ведь они тоже есть в этой работе:

  1. Не нужен опыт, чтобы устроиться.
  2. Может быть относительно свободный график работы (в зависимости от руководства).
  3. Нет необходимости весь день проводить в офисе.
  4. Смена обстановки, передвижение на свежем воздухе в случае мобильного типа занятости.
  5. Есть карьерная возможность, и изучение торговых процессов с первых ступенек.
  6. Часто зарплата мерчендайзера выше работника в магазине.
  7. Нет такого частого взаимодействия с руководством «лицом к лицу», как в офисе.

Мерчендайзер или мерчандайзер

merchendajzer-kak-pishetsya

И напоследок, скажу вам правду, как правильно пишется это слово. Это мерчандайзер, то есть через букву «а». Вы удивлены, почему я все это время писала его через букву «е»?))

Как иногда бывает с заимствованными словами, они немного искажаются, и именно такой вариант слова прочно вошел в обиход речи. А поскольку мне хотелось рассказать об этой профессии, то я намерено его так и писала.

Ведь люди, далекие от тонкостей этого термина, прежде всего ищут суть, а не лингвистический анализ. И до сих пор в большинстве случаев употребляют это слово именно через букву «е». Самое интересное, что такое правописание популярно даже в названии этих вакансий.

Теперь вы знаете, мерчендайзер кто это, а может, и сами уже имели опыт такой работы. В этом случае пишите в комментариях, интересно почитать!

До новых встреч, Анастасия Смолинец