Приветствую, дорогие читатели блога!

Дети – наши лучшие учителя. Все об этом слышали, но не все имели счастье удостовериться в этом на личном опыте. И я говорю сейчас не о тех, у кого пока нет детей, а, напротив, у кого они есть, но они не понимают, что значит эта фраза.

Какая-то она слишком абстрактная, и переворачивающая с ног на голову иерархию отношений взрослого и ребенка.

Что скрывать, раньше я примерно так и думала. А сегодня я просто хочу поделиться с вами парочкой наблюдений из моей будничной жизни.

Именно на самых простых житейских примерах из моего общения с сыном, вы с удивлением начнете обнаруживать те самые зерна мудрости, которыми вас неосознанно награждает ваше собственное чадо. И каждый раз будете открывать для себя что-то новое, транслируемое  именно вашим ребенком.

Моему сыну сейчас 4,5 лет. Не могу сказать, что он любит пофилософствовать или специально порассуждать о чем-то.

Нет, он обычный, но невероятно любимый мальчишка, который любит много играть, гулять, что-то придумывать, фантазировать, прыгать по лужам, играть с папой в бой, помогать маме печь шарлотку, и множество других таких увлекательных для детства занятий.

Тем не менее, периодически, когда я забываю о своих взрослых делах, отключаю беспрерывную мысле-мозговарилку по всевозможным темам, я каждый раз перенимаю от него что-то очень важное и глубокое для меня.

Это также может делать абсолютно каждая мама, и папа, и бабушка-дедушка-тетя (не буду перечислять всевозможных родственников), которые более-менее регулярно общаются с ребенком.

Просто надо включить внимание, быть здесь и сейчас, а не думать о предстоящей назавтра планерке или о том, что же приготовить на ужин.

А уж все остальное сделает ваш опыт и разум – именно они позволят перевести на ваш язык увиденное и услышанное, интерпретировать его и получить свое озарение!

И даже в одной ситуации, у каждого из родителей, например, оно будет свое – то, которое ему сейчас нужно.

Упорство, упорство и еще раз упорство

Долго гуляли с сыном, наконец, пришло время идти домой. Он заранее начал просить, чтобы я с ним поиграла в какие-то игры. Я отказывалась, объясняя причину своего отказа (если честно, ее толком и не было). Пришли домой.

Сын все равно пытается сманить меня включиться в игру – сначала предлагает шумные развлечения, потом менее и менее, и наконец вспоминает про вчерашний пластилин, с которым тоже можно что-то придумать.

Лепить он не любит, и делает это крайне редко, раз в полгода (не считая занятий в садике). Вчера как раз был такой день.

Но я не хочу играть ни в пластилин, ни во что другое! Почему-то чувствую себя не очень хорошо, какая-то слабость. Решаю позволить себе полежать, а еще лучше вздремнуть.

Говорю сыну, что мне надо полежать полчасика (хотя не люблю днем ложиться), что не хочу идти играть (это мы делаем в другой комнате) и иду в ванную комнату, предвкушая через пару минут свой отдых.

Возвращаюсь в спальню. А там уже сын, заботливый такой, все предусмотрел. Перед кроватью стоят две табуретки, на одной из них поднос с разложенным пластилином, другая пока пустая.

Матвей на нее садится и говорит, раз я не хочу играть в зале, а хочу лежать, то он все придумал.

Мне уже страшно слушать дальше) Вообщем он решил, что мы будем играть прямо в спальне. В самую спокойную игру — в пластилин, вернее в кафе, в котором он будет едой, и  что самое «приятное» для меня — мне можно играть лежа и никуда не уходить.

Первая моя искренняя мысль была «да что ж такое!».

И что вы думаете, несмотря на мое настроение, постепенно он меня все же умудрился включить в игру. То придумывал какой-то диалог со мной, на который сложно было не реагировать, то просил подержать на минуточку тарелочку с разноцветной «едой» и т.д.

И вот тут после нервного смеха, я получила инсайт! Таких, вернее других ситуаций было уже тысячи. Когда я действительно не могу, ребенок ведет себя по-другому. А так он всегда перепробует все методы, чтобы уговорить на то, что ему надо.

И делает он это каждый раз по-разному — может просто строить забавную мордашку, и смотреть умоляющими глазами, может начать обниматься и целоваться, а может придумывать что-то интересное в игре и для меня, или пытаться приложить ее к тем условиям, которые я озвучила (можно поиграть и лежа на кровати), и многое другое. И каждую попытку начинает с чистого листа!

То есть он выкидывает из головы предыдущую неудачу, вернее не зацикливается на ней, лишь делая вывод – что вот это именно сейчас не подействовало, и начинает делать по-другому. Если и то не подействовало, снова перешагивает это и делает новую попытку.

Это просто восхитительно! Раньше я не задумывалась об этом, иногда даже злилась, мол пристает ко мне снова и снова.

А теперь я посмотрела на это с совершенно другого угла зрения, и поняла, а сколько раз мне самой пригодилось бы такое упорство и здоровая настойчивость! Есть чему поучиться.

Куда все девается?

Многим взрослым, в отличие от детей очень ее не хватает, по разным причинам. И если детям их упорство помогает совершать огромный скачок в своем развитии в первые годы жизни, то мы не пользуемся им даже на треть.

А оно заложено в каждом из нас.

Давайте вернемся к младенчеству. Если бы мы после каждой неудачной попытки перевернуться со спины на животик и наоборот, или проползти вперед, и тем более встать и пойти, бросали все свои начинания, то мы бы никогда и не освоили все это. Как и не освоили бы тысячи других действий.

Став постарше, мы учимся проявлять свое «я», защищать свои интересы, договариваться с людьми и другим важным для жизни вещам. А вырастаем несмотря на это, обвешанные кучей комплексов. Как так?)

Часто сталкивалась с таким по работе — с менеджерами по продаже – которые один раз предложили какие-то свои услуги или товары, получили вежливый отказ, и все – больше о них не слышно. А ведь их выбранная профессия сама по себе уже подразумевает и здоровую настойчивость, и умение общаться с потенциальным клиентом.

Многие из них прекращают взаимодействие именно тогда, когда его надо начинать!

И я говорю не о навязывании, а просто об адекватном продолжении коммуникации и поиска того, что и когда нужно клиенту, и периодическом взаимодействии с ним.

Но нет, если с первого раза у них не сделали заказ, больше они не пытаются, единицы могут позвонить еще через полгода, но затем пропадают.

Это, конечно же, относится не только к ним, но и к другим профессиям. Да и вообще, многие люди если получили отказ, то сразу прекращают новые попытки получить согласие или найти компромисс.

Часть из них, если у них что-то не получилось, предпочитают страдать вместо того, чтобы продолжать делать новые шаги…

Если говорить еще глобальнее, многие от ложной скромности предают свои мечты, и не дают  себе шанса сделать то, о чем мечтают.

Эту тему я могу продолжать долго, мне есть что сказать. Но лучше я напишу отдельную статью в рубрику психология, здесь же мне хотелось сделать акцент на другом)

А эта коротенькая зарисовочка вышла больше о том, что если не получилось что-то одним способом, то всегда можно найти множество других!

Но еще более важное, что я хотела донести – общаясь с живым интересом со своим ребенком, можно «допереть» до очень многого, и прочувствовать это не головой или книжными знаниями, а всем существом, до кончиков пальцев)

Вопросы-ответы

Время от времени я еще люблю задавать каверзные вопросы своему сыну – «А что надо сделать, если тебе грустно?» « А что очень важно в жизни?» и т.д.) Ответы всегда интересны, даже если они «слишком» детские.

А недавно я начала спрашивать его перед сном, что самое радостное и хорошее у него сегодня было. Планировала, что так будем развивать его память (ведь надо вспомнить весь день), и затем, что будем учиться концентрироваться на хорошем и быть благодарными за это (как-нибудь напишу статью о волшебстве ежедневного благодарения).

Первые несколько дней с ответами  Матвея махом снесли мои педагогические задумки – ребенок говорил, что самое важное и ценное за день у него была я))

А это еще один урок о том, что самое главное в жизни, и тем более в семье это наша любовь и наши отношения, а потом уже все остальное)))

И как после таких разговоров не считать детей своими учителями? Они словно с другой планеты, это космос знаний, который они пока не осознают, но который несет столько мудрость и жизни в себе – настоящей и не выдуманной!

И я уж не говорю, что помимо слов, они учат и тем, что отражают в жизни нас же самих, заставляют искать новые пути взаимодействия с ними в разных ситуациях, показывают нам самих себя словно в зеркале, и вместе с тем привносят что-то совершенно новое и незнакомое для нас, расширяя нашу картину мира…

А еще учат нас ответственности, умению сконцентрироваться, быстро принимать решения, проявлять творческую жилку, держать свое слово, уметь быстро прощать и переводить конфликт в конструктивное русло.

Учат безусловной любви и быть цельными в жизни, мыслях и поступках…

Этот список можно продолжать еще очень долго. Но вместо этого я предлагаю вам, дорогие мои читатели присоединиться и рассказать о своем опыте или примере из жизни с детьми!

С большим интересом почитаю ваши личные истории!

До новых встреч, друзья.

Анастасия Смолинец